Пилотный проект в ГБДОУ д/с № 106
Фрунзенского района Санкт-Петербурга 2017 года.
Вторым сетевым проектом, пилотируемым в ГБДОУ №106 Фрунзенского района является проект «Море на ладони», который также реализуется совместно с АНО ДПО "Международная академия современного профессионального образования" и АНО «Лаборатория Научных Проектов». Научный руководитель проекта кандидат биологических наук, сотрудник Зоологического института И.В. Рудский. Данный проект направлен на формирование представлений дошкольников о воде и природе морских экосистем. В детском саду установлен морской аквариум с кораллами, анемонами, актиниями и др. живыми организмами тропического моря.
Преподаватели Академии в ходе работы с детьми приглашают дошкольников в редкое в наших широтах путешествие: на дно морское, погружение с головой в мир морского аквариума. Дети могут напрямую пообщаться с разными морскими животными, покормить анемону (и, конечно же, рыбу-клоуна), потрогать руками кораллы. Рассмотреть в микроскоп медузу, точнее, ее родителей, поучаствовать в создании настоящей коралловой фермы, изучить население морского грунта. Это отдельный мир со своими законами и своей жизнью. Дети своими глазами (то есть в микроскоп) посмотрят на обитателей грунта и попытаются разобраться, чем они там заняты. А так же освоят пару приемов сбора и исследования донных животных. Каждый сможет своими руками (то есть пипеткой) поймать очень подвижных плоских червей и, строящих дома, кольчатых и самостоятельно оценить, столь ли они страшны.
Дошкольников в занимательной форме знакомят с химическим составом и связанными с ним свойствами воды. Ребята на практике изучают понятие «плотность воды», получают представление о солях и их разнообразии в морской воде, разбираются, какие ионы делают соль «солёной» и учатся определять присутствие карбонатов в воде и минералах. И это все под присмотром настоящих ученых! Педагоги детского сада (логопеды и воспитатели) проводят необходимую подготовительную работу, организуют культурные практики, совместную и продуктивную деятельность по теме.
Работа пилотной площадки рассчитана на три года, результатом работы станут методические рекомендации по естественнонаучному воспитанию дошкольников. Согласно намеченному плану работы в детском саду проводятся мероприятия городского уровня по диссеминации опыта.
Положение о пилотной площадке АНО ДПО "МАСПО" по естестественнонаучному образованию дошкольников в образовательных организациях Санкт-Петербургу
Приказ о присвоении статуса пилотной площадки по естественнонаучному образованию дошкольников в Санкт-Петербурге
НОВОСТИ ПРОЕКТА:
Приказ о прекращении статуса пилотной площадки (.pdf)
В течение учебного года в детском саду №106 особое внимание уделялось естественнонаучному образованию и развитию дошкольников. Заведующий детским садом Ольга Владимировна Заболотнова и заместитель заведующего по УВР Юлия Александровна Помещенко проделали огромную работу в этом направлении: детский сад №106 стал одним из первых участников сетевого образовательного проекта "Детская фенологическая сеть СПб", организованного фенологическим центром БИН РАН и МАСПО, и получил статус 1 городской пилотной площадки по естественнонаучному образованию дошкольников. Так в детском саду появился аквариум с настоящим кусочком морского дна.
Педагоги детского сада успешно применяли свои разработки в данном направлении в совместной деятельности с детьми, в работе с родителями, за что и были отмечены АНО ДПО МАСПО благодарственными письмами.
27.05.2019 г.
В детском саду прошло занятие с детьми гр. № 11 "Ягодка" по теме "Группы организмов по месту обитания " с участием кандидата биологических наук (при поддержке Зоологического музея Санкт-Петербурга) И.В. Рудских
25.04.2019 г.
Сегодня наши сотрудники:
Ольга Владимировна Заболотнова (заведующий),
Линецкая Анна Дмитриевна (заместитель заведующего по УВР,) Хлуднева Ольга Владимировна (учитель-логопед),
Корвина Ольга Вячеславовна, (воспитатель группы № 11)
с гордостью представляли опыт работы детского сада на Городском семинаре-практикуме по направлению естественных наук «Море на ладони». Корвина Ольга Вячеславовна выступила с докладом "Интеграция образовательных областей в рамках изучения модуля «Что нам дает море?» (опыт работы педагогов логопедической группы для детей старшего дошкольного возраста)
29.03.2019 г.
Дети группы "Ягодка" под руководством Ивана Вячеславовича знакомились с загадочным и таинственным миром - миром разнообразных рыб.
Узнали, что в морях и океанах существует огромное количество рыб. Получили простейшее представление о некоторых особенностях строения рыб в связи с жизнью в воде, способах их передвижения, разнообразия видов. Учились лепить из пластилина разных по форме рыб, замечать интересные детали в форме рыбок.
19 февраля 2019 г.
"Что нам даёт море?"
Ребята выяснили, что море это не только символ свободы, простора и красоты.
Море - это богатство! Оно накормит, доставит в любую точку мира, оздоровит, поларит заряд положительных эмоций. Дети узнали, что есть моря с красивыми названиями: Белое, Черное, Средиземное и другие, в которых обитают не только морские млекопитающие и знакомые нам рыбы, но и малыши - моллюски, которых м увидели воочию и разобрали их на три вида: головоногие, брюхоногие и двустворчатые.
А еще, наш научный рукодовитель Иван Вячеславович познакомил нас с трепангами ("Морской огурец") - они родственники морской звезды и змеехвостки, обитающие в холодных морях и похожи на морских ежей.
23 ЯНВАРЯ 2019 г.
В группе "Ягодка" вновь состоялась встреча на нашей "Коралловой ферме" в рамках проекта.
На этом интерактивном занятии мы увидели,что наши жители аквариума живы, здоровы и чувствуют себя вполне бодро и уверенно!
А некоторые из них подросли, разрослись и требуют большего пространства для себя, например,такие как, роговые и жесткие кораллы.
Под руководством Рудского И.В. ребята рассадили их на новые рифы. Теперь в нашем аквариуме стало больше жителей!
16 НОЯБРЯ 2018 г.
В группе " Ягодка" в рамках проекта "Море на ладони" прошло интерактивное занятие с животными аквариума.
К нашему занятию присоединились гости из детского сада при "Русском музее". Ребята вспоминали и рассказывали кто живет в аквариуме: их названия, как питаются, размножаются.
Также познакомились с новым обитателем нашего подводного царства -"Змеехвостка", она родственница морской звезды, у неё дисковидное тело и "5 рук".
В конце занятия её и многих других обитателей слепили из пластилина.
13 АПРЕЛЯ 2018г.
В рамках проекта "Море на ладони", под руководством Ивана Вячеславовича Рудского,в группе "Ягодка" состоялось мероприятие на тему "Откуда в аквариуме радуга?". Иван Вячеславович рассказал, что существуют природные источники света - это солнце, луна, звезды...Даже в море есть такие рыбы и медузы, которые излучают свет. И море тоже ночью светится, особенно это можно наблюдать весной.
Также мы выяснили,что белый свет состоит из разных цветов и он разлагается на чувствительные частички цветов радуги: красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый.
23 МАРТА 2018г.
Сто двадцать вопросов задали кандидату биологических наук Ивану Вячеславовичу Рудскому самые маленькие его экскурсанты из группы "Улыбка":
"Зачем Вам столько много карманов?",
"Где зубы у анемоны?",
"Как называется эта палка-доставалка?" и т.д.
Иван Вячеславович терпеливо и подробно отвечал и еще рассказал много интересного о жизни обитателей нашего аквариума.
Ребята узнали о "морском ветре", новом обитателе - морской звезде, рыбках, своими руками потрогали роговые кораллы!!!
22 МАРТА 2018г.
В рамках проекта "Море на ладони", в группе "Ягодка" состоялось занятие на тему: "Готовим воду для рыбок". Во время занятия ребята познакомились с новым прибором "Ареометр", который измеряет плотность воды (проверили как он работает).
Узнали, что во всех морях и океанах на каждый литр воды приходится 35 грамм соли. Дети попробовали сделать свою соленую воду. Взяли 35 грамм специальной соли (для коралловых аквариумов) и смешали ее с водопроводной водой.
Также в нашем аквариуме появились новые обитатели: синяя рыбка "Хризиптера", морская звезда "Офеура" и полосатая "Сержант", потому что у этой рыбки три черно-белых полоски, как у военного на пагонах.
13 ФЕВРАЛЯ 2018 г.
В группе "Ягодка" в рамках проекта "Море на ладони" под руководством кандидата биологических наук Ивана Вячеславовича Рудского, состоялось занятие "Море под объективом микроскопа". Во время занятия дети познакомились с населением морского грунта. Это целый мир со своей жизнью и своими законами, здесь обитают: звёзды, моллюски, раки круглые, плоские и кольчатые черви. Ребята посмотрели под микроскопом на обитателей грунта, а так же освоили приёмы сбора и исследования донных животных. После просмотра дети сделали собственные зарисовки обитателей морского грунта.
12 ФЕВРАЛЯ 2018 г.
Море на ладони! Есть ли на свете что-нибудь прекрасней?
Сегодня детки группы «Пчелки» и "Солнышко" смогли познакомиться с миром морской воды, с морскими животными, покормить анемону, рыбу-клоуна и других обитателей, прикоснуться к живым кораллам, увидеть «морской ветер» (течения). Такое замечательное мероприятие провел кандидат биологических наук Рудский Иван Вячеславович. Дети долго будут помнить проведенную экскурсию и возможно в будущем разовьют свои интересы в области океанологии.
19 ЯНВАРЯ 2018 г.
В рамках проекта "Море на ладони" сегодня в группе "Ягодка" прошло занятие по черенкованию кораллов, под руководством кандидата биологических наук Рудского Ивана Вячеславовича. Ребята научились самостоятельно размножать жёсткие и роговые кораллы, путём черенкования, соблюдая всю необходимую последовательность действий. В итоге занятия дети сделали свой маленький кусочек кораллового рифа, который поместили в аквариум с морской водой.
22 ДЕКАБРЯ 2017 г.
В рамках пилотного проекта "Море на ладоне" Рудский Иван Вячеславович, кандидат биологических наук, провел экскурсию для ребят 3 группы "Акварельки". Дети узнали чем актиния отличается от анемонии, кто такие склероктинии, из чего кораллы строят рифы. А самое главное дети все потрогали своими руками, увидели как питаются кораллы и какие они на ощупь. Это было незабываемо! Большое спасибо Юлии Александровне и Ольге Владимировне за организацию такого события.
Напомним, что данный проект направлен на формирование представлений дошкольников о воде и природе морских экосистем. В детском саду установлен морской аквариум с кораллами, анемонами, актиниями и др. живыми организмами тропического моря.