Городской конкурс инновационных продуктов "Петербургская школа - 2020"

     ГБДОУ детский сад № 106                                                                          

Проголосуй за наш сайт

Городской конкурс инновационных продуктов "Петербургская школа - 2020"

 

Заявка на участие в конкурсе инновационных продуктов

"Фенологический календарь дошкольника"

Приказ "О федеральных инновационных площадках", Минпросвещения России, Москва, 2018 г.

Отзыв на учебно-методическое пособие "Фенологический календарь дошкольника"

Рецензии на учебно-методическое пособие "Фенологический календарь дошкольника"

 

Аннотация  

           «Фенологический календарь дошкольника» является уникальным учебно-методическим пособием, позволяющим проводить на базе детских садов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (с некоторыми изменениями и других регионов России) педагогическую деятельность экологической направленности и позволяет усовершенствовать систему экологического воспитания дошкольников. Он выполнен в виде настенного календаря и охватывает годичный круг сезонных изменений в природе. Календарь содержит материал для развития познавательно-исследовательской, речевой и художественной деятельности ребенка. Он полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и охватывает пять образовательных областей.

               Материал в Фенологическом календаре подобран с опорой на научные фенологические данные (Фенологического центра при Ботаническом институте РАН им. В.Л. Комарова), природоведческую детскую художественную литературу, русское народное творчество в виде поговорок, народных примет. Дети под руководством педагогов учатся рассматривать, исследовать, замечать, отмечать и делать выводы, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

                Цель создания Фенологического календаря дошкольника: формирование экологической культуры и закладка грамотных представлений о закономерностях в природе у дошкольников среднего и старшего возраста через использование инновационного продукта, для совместной деятельности взрослого и ребенка.

               Задачи: формирование мотивов, потребностей, привычек, поведения положительной экологической направленности и общекультурной компетентности; развитие системы теоретических и практических умений по изучению природы, оценке сезонных изменений в окружающей природной среде на фоне наблюдающихся изменений климата; мотивация и поддержка индивидуальности каждого ребенка в познавательно-исследовательской деятельности, игре и других формах детской активности, ранняя профессиональная ориентация.

               На каждом развороте календаря нижняя страница содержит 6 блоков: «Рассматриваем», «Исследуем», «Замечаем. Делаем выводы», «Идем за народной мудростью» и блок «Ключевое слово», которое объединяет все блоки страницы, отражая основное сезонное явление этого месяца.

              На верхней странице указано название фенологического подсезона со средней многолетней датой по Санкт-Петербургу.  На календарной сетке с помощью иллюстраций отмечены основные фенологические события, и необходимый для их наступления температурный режим. Поскольку данные закономерности в ходе развития природы сохраняются на территории всего Северо-Запада России, представляемый календарь можно использовать не только в Санкт-Петербурге, но и в других областях Северо-Запада России.

    Внизу страницы, под календарной сеткой расположен 7 блок «Отмечаем», где перечислены гидрометеорологические явления и сроки наступления фенологических фаз у растений, насекомых, птиц, земноводных. В календаре не указаны дни недели, поэтому он может использоваться многократно.

                Новизна инновационного продукта состоит в том, что дети, проводя наблюдения в игровой форме, участвуют в настоящей научной работе по созданию Фенологического атласа Санкт Петербурга и изучению изменений в сезонном развитии природы на фоне колебаний климата. В «Фенологическом календаре дошкольника» отражены явления в природе и их средние даты, за которыми проводят наблюдения ученые. Методика этих наблюдений несложная и позволяет системно изучать взаимосвязи между сезонными явлениями живой и неживой природы, делать «собственные открытия» на наглядном материале. Таким образом, дети могут участвовать в настоящих научных исследованиях, особенно актуальных в связи с изменениями климата.

            К данному инновационному продукту прилагаются методические рекомендации с  подборкой экологических опытов (приложение к блоку "Исследуем"); электронным приложением «Сезоны года в живописи» с перечнем картин известных художников, рекомендуемых для блока «Рассматриваем»; научным календарем природы с данными по Санкт-Петербургу (приложение к блоку "Отмечаем", "Календари природы ботанических садов Санкт-Петербурга").

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения