Конспект к интерактивному занятию
Цель: отследить влияние температурных изменений на древесные растения в природе (в период аномальной зимы в Санкт-Петербурге).
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить представления детей о смене сезонов года, об особенностях зимнего периода.
2. Формировать и обогащать представления детей о подготовке древесных растений к зиме.
3. Пронаблюдать с детьми, как реагируют древесные растения на аномально тёплую погоду в зимний период.
4. Закрепить умение детей работать с термометром.
5. Сделать вывод о влиянии продолжительных оттепелей в зимний период на древесные растения фенопарка.
Развивающие:
1. Продолжать развитие речи: уточнять, расширять и активизировать словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи, связную речь.
2. Продолжать развитие зрительного внимания и восприятия.
3. Продолжать развитие познавательного интереса у детей, способности анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
1. Продолжать формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности.
2. Продолжить воспитание бережного и внимательного отношения к природе.
Ход занятия:
Дети входят в группу, садятся на предложенные стулья напротив интерактивной доски, выполняют задания воспитателя.
Задание 1. Расставить правильно картинки-символы на картины с изображением времён года: снежинка – это зима, капля – весна, солнце – лето, кленовый лист – осень. Проверить себя с помощью серых треугольников на картинах (появится правильный ответ).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед Вами картины знаменитого художника Исаака Левитана, который изобразил природу в разные времена года. Какие времена года вы знаете?
Дети: зима, весна, лето и осень.
Воспитатель: Молодцы ребята. Посмотрите на картинки в середине экрана – это значки времён года.
Как вы думаете, снежинка для какого времени года? А капля? А солнышко? А жёлтый кленовый листок?
Дети отвечают на вопросы воспитателя и объясняют свои ответы (снежинка – это зима, потому что зимой идёт снег; капля это весна, потому что весной тает снег, превращается в воду и часто идёт дождь; солнышко – это лето, так как летом тепло и светит солнце; лист – это осень, так как осенью листья желтеют и опадают). По ходу объяснений дети расставляют картинки-символы на изображения времён года и проверяют свои ответы.
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Ребёнок прикасается к картине с изображением зимы и по гиперссылке появляется следующее задание.
Задание 2
Посмотреть на картинки, какие разные зимы бывают: холодная (суровая, снежная), тёплая (мягкая, дождливая) и нормальная (средняя), верно соотнести термометры с выставленной температурой с картинками. Подумать, какая зима в этом году и поставить звёздочку на нужную картинку.
Воспитатель: А знаете ли вы, что зимы не всегда одинаковые. Посмотрите на картинки. Какая зима на первой картинке?
Дети: холодная, снежная, суровая, морозная ит.д.
Воспитатель: давайте вспомним, а какая температура на градуснике, когда на улице холодно и морозно?
Дети: температура на градуснике ниже нуля, -15о С.
Воспитатель просит детей поставить на картинку термометр с правильным показателем температуры. Дети ставят термометр.
Воспитатель: А на второй картинке?
Дети: тёплая, мягкая, влажная, дождливая.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте вспомним, а какая температура на градуснике, когда на улице нет мороза, снег растаял?
Дети: температура на градуснике выше нуля.
Воспитатель просит детей поставить на картинку термометр с правильным показателем температуры. Дети ставят термометр.
Воспитатель: А на третьей картинке?
Дети: нормальная зима, средняя, бывает со снегом, оттепелью, гололёдом, температура немного ниже нуля.
Воспитатель просит детей поставить на картинку термометр с правильным показателем температуры. Дети ставят термометр.
Динамическая пауза
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам немного передохнуть. Пойдёмте на ковёр, поиграем немного в настоящую снежную зиму.
Дети переходят на ковёр, проговаривают текст вместе со взрослым и выполняют упражнение:
Вот летят, кружась, снежинки, (взмахи руками, разведенными в стороны)
Кружевной плетут узор, (вращательные движения рук перед собой)
На поляны, на тропинки (показывают влево, вправо)
Ляжет сказочный ковер. (разводят руки в стороны)
И на горке - снег, снег, (руки поднимают вверх)
И под горкой – снег, снег, (приседают)
И на елке – снег, снег, (встают, поднимают руки)
И под елкой – снег, снег. (приседают)
(https://infourok.ru/fizminutki-po-leksicheskim-temam-520830.html)
Дети возвращаются на свои места.
Воспитатель предлагает детям подумать, какая зима в этом году и поставить звёздочку на соответствующую картинку.
Задание 3
Вспомнить, как природа и, в частности, деревья готовятся в зиме: на термометре выставить температуру (около нуля); выбрать правильный символ изменения долготы светового дня; вспомнить, что листья желтеют и опадают (при прикосновении к листьям, они исчезают); рассмотреть оставшиеся на дереве почки (нажать на лупу, по гиперссылке перейти на следующую страницу).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как природа ещё осенью начинает готовится к зиме? Посмотрите на термометр, что происходит с температурой поздней осенью?
Дети говорят, что температура снижается. Ребёнок выставляет на градуснике температуру около 0 градусов.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на картинки с луной и солнышком, как вы думаете, какая из них верная: там, где ночь длинная, а день короткий, или другая, где ночь короткая, а день длинный?
Дети выбирают правильный символ, появляется знакомый детям звуковой сигнал (правильный ответ/неправильный ответ).
Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали – осень заканчивается, становится холодно, дни становятся короче, а что происходит с листьями на деревьях?
Дети: они желтеют и опадают. Один ребёнок подходит к доске, дотрагивается до листьев и они исчезают.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что на деревьях остаются почки, именно из них весной появятся новые листочки, давайте же посмотрим, что происходит с почками зимой.
Воспитатель дотрагивается до значка лупы, и по гиперссылке появляется новая страница с крупным изображением спящей почки.
Воспитатель: посмотрите, а почки зимой засыпают, тепло укутываются чешуйками, как одеялами, и спят до весны.
Задание 4
Разместить спящие почки на ветке дерева.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами разместим почки на ветке, обратите внимание, где должны расти почки.
Ребята размещают почки на побеги.
Воспитатель: Спасибо ребята! Теперь наша веточка готова зимовать.
Мы с вами уже сказали, что в этом году зима у нас тёплая, давайте понаблюдаем, как ведут себя почки разных древесных растений.
Задание 5.
Выставить среднюю температуру, характерную для аномально тёплой зимы.
Воспитатель: Какая температура у нас на улице в эту аномально тёплую зиму? Давайте установим правильные показатели температуры на градуснике.
Дети устанавливают температуру 5-7оС
Воспитатель: В такую погоду почки некоторых деревьев (ели, ясеня и клёна) продолжают сладко спать.
Почки других растений (вишни птичьей, сирени венгерской) почувствовали тепло, проснулись.
А некоторые почки так расшалились (роза, спирея, жимолость), что не просто проснулись, а тронулись в рост, выпустили свои зелёные хвостики-листочки.
Задание 6
Гипотеза. Поставить звёздочку на почку, которая, по мнению детей, правильно ведёт себя зимой.
Воспитатель: Ребята, давайте с Вами подумаем, какая почка ведёт себя правильно зимой. Подарите этой почке звёздочку.
Дети ставят звёздочку на почку.
Задание 7
Понаблюдать, как ведут себя древесные растения в морозную погоду. Установить на термометре температуру, характерную для морозной погоды.
Воспитатель: Ребята, но за окном всё-таки зима и даже в аномально тёплую зиму бывает наступает морозная погода. Давайте установим на термометре температуру, характерную для мороза.
Дети устанавливают температуру ниже нуля.
Воспитатель: Посмотрите, те почки, которые спали, не испугались резкого похолодания, тёплые чешуйки-одеяла защитили их от мороза, они продолжают спокойно спать.
Воспитатель: Те почки, которые проснулись (вишня и сирень), загрустили, потемнели, сжались от холода.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а нашим почкам-шалунишкам, которые расшалились, выпустили хвостики-листочки, совсем стало грустно, хвостики почернели, засохли, им очень холодно.
Дети дотрагиваются до фотографий и почек и могут пронаблюдать (с помощью анимаций), как изменились растения после резкого похолодания.
Задание 8
После проведённых наблюдений ещё раз подумать, какие растения (почки) правильно себя ведут зимой, какие растения хорошо перенесут разные перепады температуры зимой. Поставить звёздочку на верную почку и вернуться к заданию 6, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая почка вела себя правильно зимой. Давайте подарим этой почке звёздочку.
Дети ставят звёздочку на почку. По гиперссылке возвращаются к заданию 6 и проверяют свою гипотезу.
Воспитатель: Ребята, какие почки получили звёздочки?
Дети: те, которые спят зимой.
Теперь мы с вами понимаем, что древесные растения, которые спят, лучше перенесут перепады температуры зимой, чтобы весной проснуться и пойти в рост.
Итог занятия. Дети по гиперссылке переходят на финальную страницу, вспоминают, что делали на занятии и к какому выводу пришли. Воспитатель хвалит детей и благодарит за работу.