Как подготовить ребенка к школе

     ГБДОУ детский сад № 106                                                                          

Проголосуй за наш сайт

Как подготовить ребенка к школе

 

 

 

Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад. Если маленький ребенок не готов к школе, запросы систематиче­ского обучения могут оказаться чрезмерными и привести к нарушению его здоровья. Ведь у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и  длительнее проходит период приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспева­ющих — не только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще всего отме­чаются неполадки со здоровьем и, прежде всего, нервно-психические нарушения.

Готовность к школе – тот уровень физического и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и развития ребенка.

Она включает:

·       физическую готовность

·       психологическую готовность.

 

Физическая готовность предполагает уровень здоровья ребенка. Если есть сомнения в здоровье, то желательно обследовать ребенка у специалистов. Физическая готовность к школе заключается в достижении ребенком физической зрелости, развитии выносливости и силы. Одним из показателей физической готовности служит начало смены временных зубов вашего малыша на постоянные. И логично, в частности, принять этот момент к сведению при решении вопроса, в каком возрасте отдавать ребенка в школу — в 6 или 7 лет. Будущий школьник должен уметь удерживать длительно статичное положение тела, быть в состоянии носить нелегкий ранец. И, конечно, быть здоровым. Если вы не уверены в выносливости ребенка, приучайте его к медленному бегу, но в течение 2-4 минут без перерыва, пешим прогулкам на протяжении 30 минут без отдыха.

 

Психологическая готовность включает:

1.личностную готовность

2.эмоциональную готовность

3.мотивационную готовность

4.волевую готовность

5.интеллектуальную готовность

6.субъективную готовность.

 

Личностная готовность предполагает:

1.     Адекватное отношение к себе – положительная самооценка;

2.     Уважительное отношение к взрослому и учителю;

3.     Адекватное отношение к сверстникам (имеет друзей среди ровесников, положительно оценивает окружающих);

4.     Отношение к школе и учебе с пониманием необходимости обучения и получения знаний.

Самооценка ребенка - один из важнейших показателей личностной готовности. Практически у всех школьников с трудностями в обучении самооценка занижена. Заниженная самооценка — это результат постоянного давления взрослых, их недо­вольства малыми успехами ребенка, его дурным поведением, прилежанием, трудолюбием и прочими грехами. Неодобрение взрослых рождает неуверенность — а она ведет к новым неудачам. Взрослые часто не учитывают, насколько шести-семилетний ребенок эмоционально беззащитен, раним, как нуж­дается во внимании.

 

Эмоциональная готовность – способность правильно понимать чувства других людей и адекватно выражать собственные.

Необходимо развивать положительные эмоции ребенка и научить его управлять отрицательными.

 

Мотивационная готовность включает

1. Наличие учебной мотивации

2. Наличие мотивации достижений

Мотивация или желание выполнять какую-то деятельность является движущей силой развития.

Учебная мотивация – желание получать знания, наличие познавательных интересов. Дети, у которых развит интерес, успешно учатся.

Мотивация достижений – желание достигнуть успеха в деятельности: получить хорошую оценку, похвалу, быть среди первых.

 Когда у ребенка есть желание добиться успехов, то это определяет его успешность в школе.

Волевая готовность предполагает сформированность у ребенка ряда волевых привычек и навыков, необходимых для дальнейшего развития волевой сферы. К ним относятся:

1.Гигиенические привычки: чистить зубы, умываться, мыть руки перед едой и т.д.

2.Бытовые привычки: убирать игрушки, книжки, мыть посуду, помогать по дому и т.д.

3.Привычки культурного поведения: умение вести себя в обществе.

4.Привычка к умственной работе: выполнять не очень привлекательное задания не отвлекаясь, доводить начатое дело до конца.

Ребенок к 6-ти годам должен владеть навыком выполнения пусть несложных, но постоянных обязанностей. В первую очередь, по самообслуживанию.

Если ребенок не приучен самостоятельно следить за своими вещами, убирать за собой игрушки, то у него неизменно будут возникать трудности с запоминанием домашних заданий, со сборами портфеля. Несамостоятельные дети часто забывают что-то – то ли из дому взять в школу, то ли из школы забрать домой. Поэтому первым этапом подготовки ребенка в школе – это уроки самостоятельности.

Навыки самообслуживания важны. Но не только они. Важно приучить будущего школьника к выполнению домашних обязанностей. Например, дочка может ухаживать за домашними питомцами или растениями. А сыну логично поручить, например, чистку обуви всех членов семьи. При выборе обязанностей для ребенка важно учитывать не только приоритеты взрослых членов семьи, но и особенности характера и развития, интересы самого ребенка. То, что он будет обязан делать регулярно, должно быть ему по силе. И работа должна нравиться.

В ходе постоянного выполнения обязанностей ребенок приучается к порядку, определенному ритму жизни.

Выполнение обязанностей будущим школьником должно быть обязательным и регулярным в независимости от его настроения и желания. — Когда человек что-то делает, даже через «не хочу», у него формируется воля, организованность и ответственность.

 

Интеллектуальная готовность – зрелость всех познавательных процессов. К числу основных познавательных процессов относятся  память, внимание, мышление.

Память. Процессы в школе в большинстве своем базируются на памяти. Желательно развивать различные виды памяти, особенно зрительную, слуховую. В настоящее время имеется много литературы, но развитию этих видов памяти. К моменту поступления в школу, ребенок должен уметь запомнить до 10-ти предметов, показанных ему кратковременно. Или до 6-8 слов. Покажите ему 10 предметных картинок где изображен один предмет. И пусть по памяти назовет те, которые запомнил.

 Второй тест на уровень развития памяти – игра в слова. Называйте по очереди с ребенком любые слова, никак друг с другом не связанные. Назовите 10, и попросите ребенка вспомнить, какие слова были названы.Таким образом, вы узнаете уровень развития кратковременной памяти вашего малыша. Пусть пройдет полчаса, час. И попросите снова его назвать то, что он видел, или о чем вы говорили. Это будет долговременная непроизвольная память. Она должна быть в возрасте 6-ти лет на уровне 6-8 предметов или 4-5 слов.

 

Внимание является предпосылкой любой деятельности.

Факторы нарушения внимания могут быть как физиологическими так и социальными.

К факторам физиологической природы относятся: заболевания головного мозга и центральной нервной системы, органические заболевания и состояния после них.

Факторы социальной среды: неприученность к волевому усилию, неупорядоченный режим дня, эмоциональное перенапряжение при конфликтах в семье, преждевременное зачисление в школу, многосменное обучение, большая наполняемость классов, методика преподавания.

Мышление. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы такие мыслительные операции, как обобщение, классификация, сравнение, которые рассматриваются как на образном материале (рисунки), так и на словарном.

Сравнивая результаты решения наглядно-образных задач и правильность словесно-логических рассуждений, можно оценить общий уро­вень умственного развития. Если у ребенка преобла­дает  наглядно-образное  мышление,  то   недостаток словесных рассуждений легко восполним при целе­направленной работе. А вот сочетание высокого уровня словесных рассуждений и слабого развития образного мышления может вызвать серьезные труд­ности при обучении.

 

Субъективная готовность включает

·       Учебные (познавательные) умения: основы счета, развитие тонкой моторики руки для овладения письмом, развитие фонематического слуха, предпосылки к овладению письменной речью

·       Коммуникативные навыки (умение общаться со сверстниками и взрослыми)

Если малыш не умеет общаться на равных со сверстниками, он неизбежно будет с ними в конфликте или конфронтации. Детский коллектив достаточно жесткий и бескомпромиссный. Поэтому уже в детском саду детям необходимы навыки сосуществования, дружбы и мирного разрешения конфликтов. Важно чтобы малыш умел отстоять свою точку зрения, и при этом не вел себя высокомерно. Чтобы не помыкал другими детьми, и, в то же время, не допускал неуважительного отношения к себе. Чтобы умел и был готов к нахождению компромиссных решений в конфликтной ситуации.

С детьми эффективным является метод обсуждения ситуаций, реальных или придуманных. Выберите время, когда и вы никуда не спешите, и ребенок настроен поговорить. Расспросите о том, как он общается с друзьями. Что в них привлекает и что не нравится. Как они улаживают конфликты. И разберите один из приведенных им случаев. Специально придумайте дополнительные условия, усложняющие принятие оптимального решения. Пусть думает, пробует, выбирает, рассуждает. Проиграйте эту ситуацию с игрушками.

Возьмите на себя роль другого ребенка. Если вы знаете, что ваш ребенок может проявлять упрямство, агрессию, или капризничать, возьмите на себя роль такого ребенка. Чтобы ваш малыш увидел, как это выглядит со стороны, как трудно и неприятно с такими детьми дружить. Поставьте его в ситуацию, когда ему самому нужно будет преодолевать те негативные качества, которые он склонен проявлять. Расскажите в роли, что чувствует, чего хочет другой малыш. Это научит вашего упрямца не только слышать товарища, но и осознать свои собственные потребности и чувства.

Умение общаться с взрослыми знакомыми и незнакомыми — одно из условий успешной учебы в школе. Ведь малышу придется обращаться за помощью к учителю, спрашивать или переспрашивать его что-то на уроках. Если ваш малыш стеснительный, неуверенный в себе, значит, он имеет негативный опыт общения с взрослыми, в котором он был не понят, не услышан, не поддержан в своих потребностях. В таком случае, детей нужно чаще хвалить, реже ругать и увещевать за несовершенство выполнения заданий или поведения.

Помогают специально созданные ситуации, в которых ваш сын или дочь приобретает положительный опыт общения с продавцами в магазине, кондуктором в транспорте, бабушкой, которой уступает место в троллейбусе. Бывает, что ребенок не умеет формулировать просьбу, не знает, как правильно обратиться к взрослым. Научите его четко, громко и вежливо высказываться. Очень важен пример самих родителей. Ведь ребенок все время наблюдает за нами и подражает нашему поведению. Вот как много важных аспектов подготовки ребенка к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения