Учителя-логопеды ГБДОУ № 106 Фрунзенского района Войтеховская С.В.
Хлуднева О.В.
Резкова И.В.
Рыбина Л.А.
Доронина Ю.В.
Одна из главных задач современной системы образования – создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка.
Целевые ориентиры дошкольного образования – это социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования:
· Инициативность и самостоятельность
· Уверенность в своих силах
· Креативность
· Способность к волевым усилиям
· Навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся:
1. В стремлении к самостоятельному принятию решений
2. В планировании своей деятельности
3. Реализации задуманного и получении результата
4. Самоконтроль
Развитие самостоятельности зависит от уровня сформированности эмоций, интеллектуальной и волевой сферы человека.
Инициативность – умение и желание делать первый шаг, по своей воле вовлекать себя в какое либо дело и движение.
Инициативность является важнейшим условием формирования самостоятельной и ответственной личности.
Инициативность – это интегративное свойство личности, которое:
· Отражает способность к самостоятельным начинаниям
· Обуславливает достижение социального успеха
· Основано на умении самостоятельно принимать решения.
Ответственность – это волевое качество, характеризующее субъективную обязанность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия. Принимая на себя ответственность за что-либо, человек делает выбор между «должен» и «хочу», включая механизм нормативной регуляции, таким образом, ответственность предполагает наличие определенного уровня:
· саморегуляции, самоконтроля и самооценки
· способности предвидеть последствия действий
· умения дать оценку поведения (своего и товарищей)
Чем младше ребенок, тем больше нужны ему помощь в развитии волевых качеств, поддержка в преодолении трудностей, чтобы он увидел конечный результат.
Период старшего дошкольного детства (5-7 лет) – это период активного познания, творчества, общения, подготовки к школьному обучению.
Ребенок:
· Проявляет познавательные интересы, интерес к новым видам деятельности, миру взрослых, стремится быть похожим на них
· Способен к волевой регуляции поведения
· Появляются производные формы физической активности
· Старается четко придерживаться правилам игры и контролировать выполнение их другими участниками
· Способен предвидеть некоторые последствия своих поступков
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что старший дошкольный возраст позволяет развивать также личные качества как инициативность, самостоятельность, ответственность. ФГОС ДО ставит во главу угла, индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценностей.
Все педагоги нашего ГБДОУ постоянно находятся в поисках новых инновационных форм работы с детьми. Нам показался очень интересным опыт педагогов ГБДОУ № 95 Фрунзенского района по организации проведения свободных досугов, которыми они поделились с коллегами на одном из открытых районных мероприятий.
В традиционных видах досуговой деятельности, как правило, педагог является организатором, который направляет всю деятельность детей. Свободный досуг отличается тем, что педагоги организовывают игры на своей «станции», но выбор чем заниматься по своему желанию и интересу – полностью за ребенком.
Каждый из 3 досугов был по плану объединен общей темой: осенний – планировался к проведению в конце осени, и задумывался, как итоговое мероприятие по закреплению осенних лексических тем.
Второй досуг, запланирован на предновогодний период, в планах была тема – совместный с родителями блок по изготовлению украшений к Новому году. Сразу хотелось бы сказать, что это досуг не был проведен по причине высокой заболеваемости детей в группах в этот период, поэтому решено было перенести это мероприятие на следующий учебный год.
Третий свободный досуг – «Весенний калейдоскоп» был посвящен развитию сенсорной и интеллектуальной сферы.
Хотелось бы остановиться на самом понятии «свободный досуг». Досуг представляет собой синтез разных активностей – музыкальной, физической, развлекательной и познавательной. Его целью является привитие детям нравственно-эстетических ценностей, стремление к культурному отдыху.
Несколько слов хотелось бы сказать о структуре и организации свободного досуга.
В мероприятиях участвует большое количество педагогов, часть из них непосредственно проводят игры, часть обеспечивают безопасность детей. При организации принимаются элементарные правила и штрафы, с которыми взрослый знакомит детей. Дети приходят на досуг, хорошо знающие правила и что будет, если их не выполнять. Были подготовлены специальные планшеты с пиктограммами, по которым ребенок легко мог догадываться, что ему предлагают делать, во что играть. Время досуга было ограничено – 1 час, в течение этого времени дети самостоятельно передвигались по детскому саду, выбирали себе занятие по душе. Вмешательство взрослых в деятельность детей в течение этого часа было минимальным. Дети сами выбирали занятия, некоторые старались распределить время и попробовать на всех станциях, некоторые остановились почти все время на одной, так им нравилась игра или занятие. По условному сигналу по окончании времени дети собирались в музыкальном зале для обмена впечатлениями и подведения итогов.
Анализ проведенных 2 досугов показал, что этот инновационный опыт положительный и в дальнейшем следует продолжать проводить подобные досуги. Дети живо и эмоционально реагировали на предложенные игры, а некоторые сразу спрашивали, когда будет следующий раз.
При планировании свободных досугов в перспективе и подбирая арсенал игр, стоит в первую очередь обращать внимание на те, что совмещают в себе:
· Развитие способности принимать самостоятельное решение
· Творческий и креативный компонент с возможностью усложнения правил и преобразования сюжета
· Развитие уверенного поведения, умения достойно принимать проигрыш
· Двигательную и умственную активность.